ИСТОРИЯ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ

 [ГЛАВНАЯ]  [ИCТОРИЯ]  [ЛЕТОПИСЬ КРАЯ]  [ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ]  [ФОТОГАЛЕРЕЯ]

 
   

Развитие Астраханского края в XIX веке

        Начало XIX века ознаменовалось событиями Отечественной войны 1812 года, которые Астраханцы приняли активное участие. За заслуги перед Отечеством Астрахань получила благодарственную грамоту от Александра I. На рубеже XVIII-XIX веков на территорию Нижнего Поволжья переселилась часть казахского населения, занявшая земли левобережья Волги и Ахтубы. В 1801 году Александр I подписал грамоту о создании здесь вассального Букеевского ханства, названного так по имени султана Букея Нуралиева, которого царское правительство подтвердило в 1812 году ханом. Но в 1845 году ханская власть была упразднена, а с 1876 года Букеевское ханство вошло в состав Астраханской губернии.

Новые черты в хозяйстве края

        В XVII веке происходит борьба между отжившими феодальными пережитками и новыми более прогрессивными капиталистическими отношениями. Еще оставались в Астрахани объединения цеховых ремесленников - "Цех бондарей", "Цех сапожников". Они были образцами средневековых цехов со своим уставом и знаменем, на котором был изображён герб Астрахани.
        В XIX веке в Астрахани появляются первые капиталистические предприятия. На Волжской косе была открыта мастерская по ремонту пароходов (ныне 17-я пристань).
        Астрахань превратилась в один из крупнейших центров рыбной промышленности России. Рыболовецкая хозяйство увеличилась в пять раз. Владельцем вод стало государство, здающие рыбные угодья в аренду рыбопромышленникам. Начался хищнический лов рыбы. Для того, чтобы рыба не попала к конкурентам, перегораживали протоки, вылавливая всю рыбу. Потом излишки выбрасывали.
        Развивалось и соледобывающая промышленность. До 1860 года соль добывали на озере Эльтон, а с 1868 года началась активная разработка добытой соли. В 1884 году строится железная дорога, соединяющая озеро Баскунчак с Владимирской пристанью, где соль грузили на баржи.
        С развитием рыбной и соляной начинает развиваться бондарная промышленность.

Первые пароходы в Астрахани

        Первым на реке Волге был пароход "Волга", построенный в 1820 году на средства купца Евреинова.
        В 1828 году возобновился интерес к пароходостроению. С Астраханских верфей были спущены пароходы "Кура", "Аракс", "Астробат". Но регулярное сообщение по Волге началось лишь в 1846 году с образованием пароходного общества, которое построило мощные пароходы "Самсон" и "Геркулес".

Сельское хозяйство

        Только 4% земли Астраханского края были пригодны для выращивания зерновых культур, но и здесь, из-за частых засух, обычно были небольшие урожаи.
        Основой сельского хозяйства Астраханской губернии в ХIХ веке было животноводство. По количеству скота наш край занимал первое место в Поволжье. Животноводство было источником сырья для кожевенной промышленности.
        Методы животноводства оставались примитивные. Господствовало пастбищное хозяйство, когда скот целый год находился в степи на подножном корму и часто погибал от бескормицы, болезней и снежных заносов.
        Жизнь астраханских крестьян была тяжелой. Кроме обычных налогов. Они часто мобилизовались для перевозки соли и рыбы.
        Становление капиталистических отношений в ХIХ веке способствовало быстрому развитию хозяйства Астраханского края. Но положение народных масс оставалось крайне тяжелым. На смену феодальной эксплуатации пришла эксплуатация буржуазная.

   
 

Hosted by uCoz