Начало XIX века ознаменовалось событиями
Отечественной войны 1812 года, которые Астраханцы приняли активное участие. За
заслуги перед Отечеством Астрахань получила благодарственную грамоту от
Александра I. На рубеже XVIII-XIX веков на территорию Нижнего Поволжья
переселилась часть казахского населения, занявшая земли левобережья Волги и
Ахтубы. В 1801 году Александр I подписал грамоту о создании здесь вассального
Букеевского ханства, названного так по имени султана Букея Нуралиева, которого
царское правительство подтвердило в 1812 году ханом. Но в 1845 году ханская
власть была упразднена, а с 1876 года Букеевское ханство вошло в состав
Астраханской губернии.
Новые черты в хозяйстве края
В XVII веке происходит борьба между отжившими феодальными пережитками и новыми
более прогрессивными капиталистическими отношениями. Еще оставались в Астрахани
объединения цеховых ремесленников - "Цех бондарей", "Цех сапожников". Они были
образцами средневековых цехов со своим уставом и знаменем, на котором был
изображён герб Астрахани.
В XIX веке в Астрахани появляются первые
капиталистические предприятия. На Волжской косе была открыта мастерская по
ремонту пароходов (ныне 17-я пристань).
Астрахань превратилась в один
из крупнейших центров рыбной промышленности России. Рыболовецкая хозяйство
увеличилась в пять раз. Владельцем вод стало государство, здающие рыбные угодья
в аренду рыбопромышленникам. Начался хищнический лов рыбы. Для того, чтобы рыба
не попала к конкурентам, перегораживали протоки, вылавливая всю рыбу. Потом
излишки выбрасывали.
Развивалось и соледобывающая промышленность. До
1860 года соль добывали на озере Эльтон, а с 1868 года началась активная
разработка добытой соли. В 1884 году строится железная дорога, соединяющая озеро
Баскунчак с Владимирской пристанью, где соль грузили на баржи.
С
развитием рыбной и соляной начинает развиваться бондарная
промышленность.
Первые пароходы в Астрахани
Первым
на реке Волге был пароход "Волга", построенный в 1820 году на средства купца
Евреинова.
В 1828 году возобновился интерес к пароходостроению. С
Астраханских верфей были спущены пароходы "Кура", "Аракс", "Астробат". Но
регулярное сообщение по Волге началось лишь в 1846 году с образованием
пароходного общества, которое построило мощные пароходы "Самсон" и
"Геркулес".
Сельское хозяйство
Только 4% земли
Астраханского края были пригодны для выращивания зерновых культур, но и здесь,
из-за частых засух, обычно были небольшие урожаи.
Основой сельского
хозяйства Астраханской губернии в ХIХ веке было животноводство. По количеству
скота наш край занимал первое место в Поволжье. Животноводство было источником
сырья для кожевенной промышленности.
Методы животноводства оставались
примитивные. Господствовало пастбищное хозяйство, когда скот целый год находился
в степи на подножном корму и часто погибал от бескормицы, болезней и снежных
заносов.
Жизнь астраханских крестьян была тяжелой. Кроме обычных
налогов. Они часто мобилизовались для перевозки соли и рыбы.
Становление капиталистических отношений в ХIХ веке способствовало быстрому
развитию хозяйства Астраханского края. Но положение народных масс оставалось
крайне тяжелым. На смену феодальной эксплуатации пришла эксплуатация
буржуазная.