ИСТОРИЯ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ

 [ГЛАВНАЯ]  [ИCТОРИЯ]  [ЛЕТОПИСЬ КРАЯ]  [ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ]  [ФОТОГАЛЕРЕЯ]

 
   

Экономическое и военно-политическое значение края в ХVII веке

Астрахань в ХVII веке

        Озаренная пожарами, вступила Астрахань в XVII век. Пожар 1599 года опустошил город. В огне исчезли многие дома и строения. Но центр города быстро отстраивался, появляются каменные гостиные дворы - Русский, Индийский, Гилянский, Бухарский.
        Астрахань ХVII века производила на путешественников двоякое впечатление. Из-за множества башен и колоколен город со стороны Волги, имел довольно красивый вид. "В настоящее время, как по величине, так и по красоте город принадлежит к значительнейшим городам Московии", - писал голландец Стрюйс. Внутри же, состоящая большей частью из деревянных, зачастую ветхих строений, Астрахань теряла свою привлекательность.
        Численность населения города быстро росла, увеличивалась и его территория. Часть земли за Кремлем была обнесена каменными стенами и названа Белым городом.
        Всегда многонациональное, население города в XVII веке становится ещё более пёстрым. Астрахань вела оживлённую торговлю со странами Востока, купцы из которых наводнили город, "в городе проживают Персияне и Индийцы, и все они имеют там свои собственные торговые площади. Так же Бухарцы, Крымские и Ногайские Татары, Армяне, Христиане и все эти народы ведут всякого рода товарами значительную торговлю и промышленность, так, что город этот доставляет Его Царскому величеству ежегодно громадные суммы, принося одними пошлинами 12 тысяч рублей", - писал путешественник Адам Олеарий.

Астраханские промыслы

        Недалеко от Астрахани находились несколько соленых озёр. Под действием солнечных лучей вода в них испарялась и по берегам откладывалась чистая соль. Её откалывали и свозили на берега Волги, ссыпая в большие кучи, потом развозили по многим городам России.
        Работа по добыче соли не требовала большой квалификации или особых приспособлений. Соль сгребали в кучи деревянными лопатами, кололи и грузили на суда. На такую работу часто нанимались жившие под Астраханью юртовские татары.
        Волжские воды были богаты рыбой. Река делилась на части, каждую из которых брали на откуп купцы. Они нанимали рыбаков для лова рыбы. Часть рыбы продавалась здесь же в Астрахани, часть - поставляли в другие города России. "Волга в этом месте и до Каспийского моря... доставляет чрезвычайно богатый лов всякого рода рыбы, которая здесь весьма дешева", - писал Адам Олеарий.
        На островах, лежащих недалеко от Астрахани, поросших камышом и кустарник, водилось множество всякого рода дичи. Охотились на нее с помощью соколов и ястребов, которых умело приучали.
        Астраханская почва и жаркий климат были непригодны для выращивания зерновых культур. Но что касается содовых и овощей: яблок, грецких орехов, дынь, арбузов - их выращивали в большом количестве. В ХVII веке персидские купцы привезли в Астрахань виноградные лозы, которые посадил один монах. Вскоре на этом месте появился целый виноградный сад, который приносил крупный превосходный и сладкий виноград.

Корабль "Орёл"

        Еще в 1966 году находящийся на русской службе голландец Андрей Виниус подал в Посольский приказ "статьи" о строительстве флота на Каспийском море. Но проект был не принят. Когда же на Каспии участились нападения на купеческие караваны, русское правительство решило приступить к созданию военного флота.
        По инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордын - Нащокина для защиты торгового пути из стран Востока по Каспийскому морю и Волге в селе Дединове на реке Оке был заложен первый русский парусный военный корабль "Орёл". 19 июня 1667 года царь Алексей Михайлович подписал указ о посылке из Астрахани на Хвалынское море людей для строительства флота. В указе говорилось: "...великий государь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые Руси самодержец, указал, для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенном уезде в селе Дединове...".
        В Голландию был послан купец, фон Сведен с поручением подыскать людей, знающих корабельное дело. Пока строился корабль, фон Сведен не только набрал команду, но и завербовал Давида Бутлера капитаном корабля. Астраханскому воеводе Прозоровскому послали извещение, чтобы он приготовил место для стоянки судна.
        Весной 1668 года корабль "Орел" был спущен на воду. Длина его составляла около 23, а ширина около 6 метров. Год спустя корабль совершил первое самостоятельное плавание в Нижний Новгород, где был оснащен 22 пушками, 40 мушкетонами и 80 пистолями.
        Летом 1669 года корабль прибыл в Астрахань. Парусный мастер Стрюйс писал об этом событии: "14 августа вечером мы прибыли в город и став на якорь, дали салют одиннадцатью выстрелами из пушек и залпом из мушкетов".

   
 

Hosted by uCoz