Город Астрахань: история и
современность
А С Т Р А Х А Н Ь -
административный центр Астраханской области, в 1534 километрах к Юго-Востоку от
Москвы. Расположен на Прикаспийской низменности, на реке Волга, в верхней части
ее дельты. Климат резко континентальный, засушливый. Средняя температуры января
-10° С, июля 25° С. Осадков
230 мм в год.
Работают речной и морской порт Волго-Каспийского бассейна,
транспортный узел железнодорожных линий (на Саратов, Кизляр, Гурьев) и автодорог
(на Волгоград, Ставрополь и др.), международный аэропорт.
Город расположен на одиннадцати островах, занимаемая площадь –
500 кв. километров, делится на 4 района; население на 1.01.99 г. – 488 тысяч
человек (оценочно по данным статистики). В Астрахани проживают представители
более 100 национальностей, мирно соседствуют 14 религиозных конфессий,
функционируют 17 обществ национальных культур, 155 общественных объединений.
История города.
Астрахань - старейший город Нижнего Поволжья, входит в число
115 городов РФ, признанных исторически ценными.
В районе, где находится Астрахань, издавна располагались
городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На
протяжении нескольких столетий здесь, несмотря на разрушения, постоянно
возникали города хазар, половцев, монголо-татар. Первые письменные известия об
Астрахани относятся к 13 в., когда среди татарских поселений упоминается д.
Аштархан (Аджитархан, Хаджи-Тархань, Хазитархань, Цытрахань или Зыстрахань и
др.) на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани. По мнению
некоторых исследователей, близ современного города размещался Итиль - столица
хазарского каганата, разрушенного князем Святославом в 965. В 1395 Астрахань
сожжена войском Тамерлана. В1459-1556 Астрахань главный город Астраханского
ханства. Окончательно город занят русскими войсками и присоединен к Русскому
государству в 1557. Основание современной Астрахани положено сооружением в 1558
новой деревянно-земляной крепости на высоком Заячьем, или Долгом, холме,
омываемом Волгой и ее рукавами. В 1582 сооружены каменные стены с 8 большими и
малыми башнями. В Астрахани был построен караван-сарай. Заселение Астрахани шло
быстро: отдаленность края, потребность в рабочей силе привлекли массы русских
переселенцев, образовавших вокруг города слободы: Сианову, Безродную,
Теребиловку, Солдатскую, Ямгурчееву, (или Огручеево); поселившиеся в
окрестностях города татары образовали Татарскую, армяне - Армянскую слободы. В
1605-06 Астрахань была захвачена и разграблена донскими и терскими казаками. К
середине 17 в. Астрахань была одной из пограничных крепостей Русского
государства, охранявших устье Волги. В 1670 была взята войсками Степана Разина;
в 1670-71 управлялась казачьими атаманами В. Усом и Ф. Шелудяком. В 1709
Астрахань сильно пострадала от пожара. С 1717 - губернский город, с 1785 -
областной город Кавказского наместничества. В 1-й четверти ХVIII в. в Астрахани
были созданы сильный военный флот, адмиралтейство, верфи, порт.
В конце ХIХ в. в
Астрахани насчитывалось 2087 каменных зданий и 7367 деревянных;
действовало 30 православных храмов, 6 армяно-григорианских церквей, а
также римско-католическая, лютеранская, раскольничья молельня, мечеть,
синагоги. В Астрахани было 204 улицы и переулка, большая часть которых
была немощеной. Были открыты учебные заведения, больницы, богадельни.
Выходили 4 периодических издания. Работали 2 учебных
общества. |
|
В 1885 в Астрахани и окрестностях насчитывалось 62 фабрики и
завода. Среди городских промыслов выделялись рыболовство, садоводство (особенно
разведение винограда)и огородничество. В 1860-х годах в связи с развитием
нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из крупнейших в стране.
Во время гражданской войны Астрахань приобрела ключевое значение, что вызвало
ожесточенные бои между противоборствующими сторонами за овладение городом. До
1934 года Астрахань входила в состав Нижневолжского края, с 1934 г. -
Сталинградского края, до 1943 г. - Сталинградской области; с 1943 г. Астрахань -
центр Астраханской области.
Город расположен на островах дельты Волги. Его территория
пересечена рукавами и протоками, отходящими от волжского русла на Юго-Восток
(Болда, Кутум, Царев, Кизань). Это обусловило в нем обилие мостов, перекинутых
через реки и ерики. Центральная часть Астрахани - его исторически сложившееся
ядро - представляет собой остров, омываемый водами Волги, Кутума, Царева и ерика
Казачий. На самом высоком холме - кремль, спускающийся по левому берегу Волги
почти до набережной (1580-1620; строители Михаил Вельяминов и Дей Губастый), с
белокаменными стенами , четырьмя глухими и тремя проездными башнями. Ниже кремля
ранее располагался посад (Белый город) с протянутыми вдоль холма и секущими их
улицами (планировка сохранилась).
На территории кремля: Успенский собор (1698-1710,зодчий Дорофей
Мякишев) - кубический, пятиглавый, с богатым декором фасада и с открытой арочной
галереей; Троицкий собор (конец ХVI-XVIII вв.), бывшей Архиерейский дом
(ХVI-XVIII вв.) с домовой церковью, гауптвахта (1807), Кирилловская часовня и
др. В северо-восточной части бывшего Белого города - шатровая башня ограды
Спасо-Преображенского монастыря (начало ХVIII в.) с вставками из полихромных
изразцов. Близ нее Демидовское подворье (ХVII-XVIII вв.), церковь Иоана
Златоуста (1763; “восьмерик на четверике” с богатым скульптурным декором) В 1769
году был утвержден генеральный план Астрахани (архитектор А.В.Квасов), по
которому город получил регулярную планировку с квадратной Генерал-губернаторской
(Плац-парадной) площадью, застроенной по периметру зданиями в стиле классицизма:
дом генерала-губернатора (1790-е годы), длинная (ныне заложенная) аркада,
Московский торговый дом (1790); центральная часть города застроена домами по
“образцовым проектам”, набережные с усадебными комплексами и особняками
соединены с другими частями города многочисленными мостами.
В центре бывшего Белого города
сохранились подворья восточных купцов, мечети, римско- католический костел
(1762-1778). В ХIX веке город подвергался реконструкции, были возведены
роскошные особняки, банки, торговые заведения в стиле модерн (здание
бывшего Азовско-Донского банка,1910,архитектор Ф.И.Лидваль; особняк
Губина, собор св. Владимира,1895-1904; Дом Астраханского казачьего войска,
1906-07, архитектор В.Б.Вальковский), деревянные жилые дома в русском или
“допетровском” стиле (дом Тетюшникова, 1870-72; дом на улице Мельникова,
вторая половина XIX века. С 1957 года Астрахань застраивается по
генеральному плану с прямоугольной сеткой улиц. Выстроены общественные
здания, рабочие поселки, новые жилые районы, разбиты сады и
парки. |
|
После распада Союза наш регион оказался в новой
геополитической ситуации, получив статус южного форпоста России. Здесь проходит
главная водная артерия - р.Волга, а через нее водные пути из прикаспийских
государств в Черное, Средиземное, Балтийское, Северное моря. Астрахань
естественный центр транзитной торговли и крупный транспортный узел на стыке Азии
и Европы, имеются очень выгодные транспортные развязки. Открыт международный
аэропорт. Строится морской порт международного значения, это будет второй по
величине, по грузообороту порт в России.
Промышленность города
характеризуется многоотраслевой структурой с высокой концентрацией
промышленного потенциала области (56%).
Регион обладает большими природными ресурсами: рыба (осетровые,
частиковые, сельдевые), полезные ископаемые (нефть, газ, поваренная соль,
калийная соль, глина, песок, известняк, гравий, гипс, керамзитное сырье),
земельные угодья (пастбища, пашни, сенокосы). В регионе практически
неисчерпаемые запасы газа, нефти, серы. По предварительным данным, астраханское
месторождение нефти - примерно пятое по величине в мире. Повышенный интерес
предпринимателей вызывают и наши энергоресурсы, которые можно развивать.
Используя природные ресурсы, в городе получили развитие такие
отрасли, как рыбоперерабатывающая, пищевая, легкая и химическая промышленность,
машиностроение, водный транспорт.
Рыбная промышленность - одна из старейших отраслей. Переработка
рыбы ведется рыбоконсервными предприятиями в городе и плавучими
рыбоперерабатывающими заводами.
Машиностроительная отрасль специализирована в основном на
судостроении и судоремонте, которые обслуживают рыбную промышленность, а также
производстве металлорежущих станков, компрессоров и различных приборов и
оборудования.
Однако в последние годы ситуация в промышленности, которая в
значительной степени определяет пульс экономики города, оказалась сложной. Резко
сократились объемы строительства и ремонта судов. И вовсе не потому, что у
традиционных заказчиков нет в том нужды. У пароходств, предприятий и
организаций, в том числе и у “оборонки”, не хватает средств, чтобы обеспечить
финансирование необходимых им заказов. С приходом на местный рынок товаров из
Турции, Польши и других стран снизился выпуск продукции легкой и пищевой
промышленности.
Администрация города не могла смириться с подобным положением,
и ею была разработана стратегическая идея. В ее основе - новые подходы в области
экономической, финансовой и налоговой политики, эффективное использование
городской собственности, опора на собственный научно-технический, кадровый и
духовный потенциал астраханцев, планомерный переход от нынешнего состояния
“выживания” к устойчивому развитию Астрахани.
На все виды деятельности в городском хозяйстве были разработаны
соответствующие программы. Программа по развитию дорог местного значения,
инженерных сетей, по образованию, поддержке молодежи и малого
предпринимательства, социальные и другие.
Разработанные федеральные и областные программы предусматривают
реконструкцию местного аэропорта, с приведением в соответствие с международными
стандартами всей инфраструктуры воздушной гавани, строительство автомобильных
дорог и мостов, создание в регионе современной телекоммуникационной системы
связи. Реализация на территории нашего региона программы по
социально-экономическому развитию на 1997- 2000 гг. даст возможность выйти из
нынешнего затяжного кризиса и благодаря основательной структурной перестройке,
углублению экономической реформы добиться экономической самостоятельности.
Кропотливая работа администрации города и городского Совета в
направлении стабилизации социально-экономического развития города дает свои
результаты.
Обозначились положительные подвижки в топливно-энергетическом
комплексе.
Стабилизируется работа пищевой промышленности. Растут объемы в
строительстве. Кстати, по темпам роста жилищного строительства Астрахань в
последние годы занимает ведущие позиции в России. К решению этой задачи
подключаются иностранные инвесторы из Болгарии.
Коренным образом изменилось положение и на
потребительском рынке, сократилось явление товарного дефицита, возросло
насыщение рынка товарами. Население города обслуживают 920 магазинов и 159
столовых, кафе, ресторанов.
В городе действует крупный оптовый рынок, где
представляют свою продукцию не только регионы страны, но и страны юга
ближнего и дальнего зарубежья.
Развертывается банковский сектор, финансовые институты,
заработали валютный и фондовый рынки. Условия инвесторам созданы. Дело за
инициативой, смелыми начинаниями. |
|
Открыт для захода иностранных судов и речной порт Астрахани.
Проведена реконструкция причального хозяйства, подготовлены для приема и
хранения грузов терминалы, действует контрольно-пропускной пункт для судов,
работающих на международных линиях.
Создана первая в регионе финансово-промышленная группа
“Астраханский корабел”, в ее состав вошли крупные судостроительные предприятия,
Волго-Каспийский акционерный банк, инвестиционно-финансовые компании.
В последние годы предприятия и организации города и области
заметно расширили географию экспортно-импортных операций. Предприятия, ставшие
акционерными обществами, ведут активный поиск новых рынков сбыта для своей
продукции, находят выгодных заказчиков, в том числе и за рубежом.
Астраханские корабелы пятый год сотрудничают с различными
европейскими фирмами.
Большие надежды возлагает город на партнерские связи.
Заключены два договора с городами - побратимами в Америке и городами
Любляны (Словения) и Руссе (Болгария). Очень тесные связи с соседями - это
города Ростов-на-Дону, Саратов, Ставрополь, Волгоград и другие.
Работает администрация города и в направлении сохранения
и развития культурно-исторического наследия города, укрепления духовных
основ городской жизни, восстановления памятников культуры. |
|
Несмотря на трудный период переустройства России, добрые
традиции уверенно входят в нашу жизнь. Традиционным стало присвоение высокого
звания “Почетный гражданин города Астрахани”, приуроченного ко “Дню города”,
присвоение премий года заслуженным горожанам. В Книге памяти увековечены имена
астраханцев, внесших при жизни весомый вклад в социально-экономическое и
культурное развитие г.Астрахани.
Лучшие студенты, обучающиеся в высших и средних специальных
учебных заведениях города, получили городскую стипендию, а школьники, достигшие
особых результатов в учебе - стипендию мэра города.
В городе насчитывается 5 вузов, 78 общеобразовательных школ, 2
лицея, 3 гимназии, 21 среднее специальное учебное заведение, 133 детских
дошкольных учреждений, имеются 32 больницы, 69 поликлиник, 2 санатория, 7
профилакториев, дом-интернат для престарелых и инвалидов. Несмотря на все
трудности и сложности в городе продолжала работу вся система здравоохранения,
образования, социальной защиты населения, служба социальных педагогов.
|
Культурная
сфера представлена пятью театрами, филармонией, картинной
галереей им. Б.М.Кустодиева, музеями, выставочными залами, кинотеатрами.
Достопримечательностями города являются Астраханский Кремль (1580 -
1620г.), картинная галерея им. Б.М.Кустодиева(осн. в 1918г.), дом-музей
В.Хлебникова, дом-музей Н.Г.Чернышевского, кинотеатр “Октябрь” с
уникальным зимним садом-дендрарием, историко-архитектурный
музей-заповедник (коллекция памятников истории хазар, Золотой Орды и
освоения низовий Волги русскими).
Город живет, развивается в надежде на лучшее
будущее. |
Задачи, которые ставит жизнь - это перевести экономику на новые
рельсы, заложить новый фундамент, добиться реального выхода из кризиса, навести
закон и порядок, вполне выполнимы администрацией города, которая будет
стремиться к тому, чтобы ее деятельность в этом направлении становилась все
более интенсивной и плодотворной на благо процветания города и повышения
благосостояния горожан.
|