ИСТОРИЯ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ

 [ГЛАВНАЯ]  [ИCТОРИЯ]  [ЛЕТОПИСЬ КРАЯ]  [ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ]  [ФОТОГАЛЕРЕЯ]



 


Город Астрахань: история и современность

А С Т Р А Х А Н Ь - административный центр Астраханской области, в 1534 километрах к Юго-Востоку от Москвы. Расположен на Прикаспийской низменности, на реке Волга, в верхней части ее дельты. Климат резко континентальный, засушливый. Средняя температуры января -10° С, июля 25° С. Осадков 230 мм в год.

Работают речной и морской порт Волго-Каспийского бассейна, транспортный узел железнодорожных линий (на Саратов, Кизляр, Гурьев) и автодорог (на Волгоград, Ставрополь и др.), международный аэропорт.

Город расположен на одиннадцати островах, занимаемая площадь – 500 кв. километров, делится на 4 района; население на 1.01.99 г. – 488 тысяч человек (оценочно по данным статистики). В Астрахани проживают представители более 100 национальностей, мирно соседствуют 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур, 155 общественных объединений.

 

История города.

Астрахань - старейший город Нижнего Поволжья, входит в число 115 городов РФ, признанных исторически ценными.

В районе, где находится Астрахань, издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь, несмотря на разрушения, постоянно возникали города хазар, половцев, монголо-татар. Первые письменные известия об Астрахани относятся к 13 в., когда среди татарских поселений упоминается д. Аштархан (Аджитархан, Хаджи-Тархань, Хазитархань, Цытрахань или Зыстрахань и др.) на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани. По мнению некоторых исследователей, близ современного города размещался Итиль - столица хазарского каганата, разрушенного князем Святославом в 965. В 1395 Астрахань сожжена войском Тамерлана. В1459-1556 Астрахань главный город Астраханского ханства. Окончательно город занят русскими войсками и присоединен к Русскому государству в 1557. Основание современной Астрахани положено сооружением в 1558 новой деревянно-земляной крепости на высоком Заячьем, или Долгом, холме, омываемом Волгой и ее рукавами. В 1582 сооружены каменные стены с 8 большими и малыми башнями. В Астрахани был построен караван-сарай. Заселение Астрахани шло быстро: отдаленность края, потребность в рабочей силе привлекли массы русских переселенцев, образовавших вокруг города слободы: Сианову, Безродную, Теребиловку, Солдатскую, Ямгурчееву, (или Огручеево); поселившиеся в окрестностях города татары образовали Татарскую, армяне - Армянскую слободы. В 1605-06 Астрахань была захвачена и разграблена донскими и терскими казаками. К середине 17 в. Астрахань была одной из пограничных крепостей Русского государства, охранявших устье Волги. В 1670 была взята войсками Степана Разина; в 1670-71 управлялась казачьими атаманами В. Усом и Ф. Шелудяком. В 1709 Астрахань сильно пострадала от пожара. С 1717 - губернский город, с 1785 - областной город Кавказского наместничества. В 1-й четверти ХVIII в. в Астрахани были созданы сильный военный флот, адмиралтейство, верфи, порт.

В конце ХIХ в. в Астрахани насчитывалось 2087 каменных зданий и 7367 деревянных; действовало 30 православных храмов, 6 армяно-григорианских церквей, а также римско-католическая, лютеранская, раскольничья молельня, мечеть, синагоги. В Астрахани было 204 улицы и переулка, большая часть которых была немощеной. Были открыты учебные заведения, больницы, богадельни. Выходили 4 периодических издания. Работали 2 учебных общества. 

 

В 1885 в Астрахани и окрестностях насчитывалось 62 фабрики и завода. Среди городских промыслов выделялись рыболовство, садоводство (особенно разведение винограда)и огородничество. В 1860-х годах в связи с развитием нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из крупнейших в стране. Во время гражданской войны Астрахань приобрела ключевое значение, что вызвало ожесточенные бои между противоборствующими сторонами за овладение городом. До 1934 года Астрахань входила в состав Нижневолжского края, с 1934 г. - Сталинградского края, до 1943 г. - Сталинградской области; с 1943 г. Астрахань - центр Астраханской области.

Город расположен на островах дельты Волги. Его территория пересечена рукавами и протоками, отходящими от волжского русла на Юго-Восток (Болда, Кутум, Царев, Кизань). Это обусловило в нем обилие мостов, перекинутых через реки и ерики. Центральная часть Астрахани - его исторически сложившееся ядро - представляет собой остров, омываемый водами Волги, Кутума, Царева и ерика Казачий. На самом высоком холме - кремль, спускающийся по левому берегу Волги почти до набережной (1580-1620; строители Михаил Вельяминов и Дей Губастый), с белокаменными стенами , четырьмя глухими и тремя проездными башнями. Ниже кремля ранее располагался посад (Белый город) с протянутыми вдоль холма и секущими их улицами (планировка сохранилась).

На территории кремля: Успенский собор (1698-1710,зодчий Дорофей Мякишев) - кубический, пятиглавый, с богатым декором фасада и с открытой арочной галереей; Троицкий собор (конец ХVI-XVIII вв.), бывшей Архиерейский дом (ХVI-XVIII вв.) с домовой церковью, гауптвахта (1807), Кирилловская часовня и др. В северо-восточной части бывшего Белого города - шатровая башня ограды Спасо-Преображенского монастыря (начало ХVIII в.) с вставками из полихромных изразцов. Близ нее Демидовское подворье (ХVII-XVIII вв.), церковь Иоана Златоуста (1763; “восьмерик на четверике” с богатым скульптурным декором) В 1769 году был утвержден генеральный план Астрахани (архитектор А.В.Квасов), по которому город получил регулярную планировку с квадратной Генерал-губернаторской (Плац-парадной) площадью, застроенной по периметру зданиями в стиле классицизма: дом генерала-губернатора (1790-е годы), длинная (ныне заложенная) аркада, Московский торговый дом (1790); центральная часть города застроена домами по “образцовым проектам”, набережные с усадебными комплексами и особняками соединены с другими частями города многочисленными мостами. 

В центре бывшего Белого города сохранились подворья восточных купцов, мечети, римско- католический костел (1762-1778). В ХIX веке город подвергался реконструкции, были возведены роскошные особняки, банки, торговые заведения в стиле модерн (здание бывшего Азовско-Донского банка,1910,архитектор Ф.И.Лидваль; особняк Губина, собор св. Владимира,1895-1904; Дом Астраханского казачьего войска, 1906-07, архитектор В.Б.Вальковский), деревянные жилые дома в русском или “допетровском” стиле (дом Тетюшникова, 1870-72; дом на улице Мельникова, вторая половина XIX века. С 1957 года Астрахань застраивается по генеральному плану с прямоугольной сеткой улиц. Выстроены общественные здания, рабочие поселки, новые жилые районы, разбиты сады и парки.

 
 

 После распада Союза наш регион оказался в новой геополитической ситуации, получив статус южного форпоста России. Здесь проходит главная водная артерия - р.Волга, а через нее водные пути из прикаспийских государств в Черное, Средиземное, Балтийское, Северное моря. Астрахань естественный центр транзитной торговли и крупный транспортный узел на стыке Азии и Европы, имеются очень выгодные транспортные развязки. Открыт международный аэропорт. Строится морской порт международного значения, это будет второй по величине, по грузообороту порт в России.

Промышленность города характеризуется многоотраслевой структурой с высокой концентрацией промышленного потенциала области (56%).

Регион обладает большими природными ресурсами: рыба (осетровые, частиковые, сельдевые), полезные ископаемые (нефть, газ, поваренная соль, калийная соль, глина, песок, известняк, гравий, гипс, керамзитное сырье), земельные угодья (пастбища, пашни, сенокосы). В регионе практически неисчерпаемые запасы газа, нефти, серы. По предварительным данным, астраханское месторождение нефти - примерно пятое по величине в мире. Повышенный интерес предпринимателей вызывают и наши энергоресурсы, которые можно развивать.

Используя природные ресурсы, в городе получили развитие такие отрасли, как рыбоперерабатывающая, пищевая, легкая и химическая промышленность, машиностроение, водный транспорт.

Рыбная промышленность - одна из старейших отраслей. Переработка рыбы ведется рыбоконсервными предприятиями в городе и плавучими рыбоперерабатывающими заводами.

Машиностроительная отрасль специализирована в основном на судостроении и судоремонте, которые обслуживают рыбную промышленность, а также производстве металлорежущих станков, компрессоров и различных приборов и оборудования.

Однако в последние годы ситуация в промышленности, которая в значительной степени определяет пульс экономики города, оказалась сложной. Резко сократились объемы строительства и ремонта судов. И вовсе не потому, что у традиционных заказчиков нет в том нужды. У пароходств, предприятий и организаций, в том числе и у “оборонки”, не хватает средств, чтобы обеспечить финансирование необходимых им заказов. С приходом на местный рынок товаров из Турции, Польши и других стран снизился выпуск продукции легкой и пищевой промышленности.

Администрация города не могла смириться с подобным положением, и ею была разработана стратегическая идея. В ее основе - новые подходы в области экономической, финансовой и налоговой политики, эффективное использование городской собственности, опора на собственный научно-технический, кадровый и духовный потенциал астраханцев, планомерный переход от нынешнего состояния “выживания” к устойчивому развитию Астрахани.

На все виды деятельности в городском хозяйстве были разработаны соответствующие программы. Программа по развитию дорог местного значения, инженерных сетей, по образованию, поддержке молодежи и малого предпринимательства, социальные и другие.

Разработанные федеральные и областные программы предусматривают реконструкцию местного аэропорта, с приведением в соответствие с международными стандартами всей инфраструктуры воздушной гавани, строительство автомобильных дорог и мостов, создание в регионе современной телекоммуникационной системы связи. Реализация на территории нашего региона программы по социально-экономическому развитию на 1997- 2000 гг. даст возможность выйти из нынешнего затяжного кризиса и благодаря основательной структурной перестройке, углублению экономической реформы добиться экономической самостоятельности.

Кропотливая работа администрации города и городского Совета в направлении стабилизации социально-экономического развития города дает свои результаты.

Обозначились положительные подвижки в топливно-энергетическом комплексе.

Стабилизируется работа пищевой промышленности. Растут объемы в строительстве. Кстати, по темпам роста жилищного строительства Астрахань в последние годы занимает ведущие позиции в России. К решению этой задачи подключаются иностранные инвесторы из Болгарии.

Коренным образом изменилось положение и на потребительском рынке, сократилось явление товарного дефицита, возросло насыщение рынка товарами. Население города обслуживают 920 магазинов и 159 столовых, кафе, ресторанов.

В городе действует крупный оптовый рынок, где представляют свою продукцию не только регионы страны, но и страны юга ближнего и дальнего зарубежья.

Развертывается банковский сектор, финансовые институты, заработали валютный и фондовый рынки. Условия инвесторам созданы. Дело за инициативой, смелыми начинаниями.

Здание Астраханского банка Сбербанка России

 

Открыт для захода иностранных судов и речной порт Астрахани. Проведена реконструкция причального хозяйства, подготовлены для приема и хранения грузов терминалы, действует контрольно-пропускной пункт для судов, работающих на международных линиях.

Создана первая в регионе финансово-промышленная группа “Астраханский корабел”, в ее состав вошли крупные судостроительные предприятия, Волго-Каспийский акционерный банк, инвестиционно-финансовые компании.

В последние годы предприятия и организации города и области заметно расширили географию экспортно-импортных операций. Предприятия, ставшие акционерными обществами, ведут активный поиск новых рынков сбыта для своей продукции, находят выгодных заказчиков, в том числе и за рубежом.

Астраханские корабелы пятый год сотрудничают с различными европейскими фирмами.

Большие надежды возлагает город на партнерские связи. Заключены два договора с городами - побратимами в Америке и городами Любляны (Словения) и Руссе (Болгария). Очень тесные связи с соседями - это города Ростов-на-Дону, Саратов, Ставрополь, Волгоград и другие.

Работает администрация города и в направлении сохранения и развития культурно-исторического наследия города, укрепления духовных основ городской жизни, восстановления памятников культуры.

 

Несмотря на трудный период переустройства России, добрые традиции уверенно входят в нашу жизнь. Традиционным стало присвоение высокого звания “Почетный гражданин города Астрахани”, приуроченного ко “Дню города”, присвоение премий года заслуженным горожанам. В Книге памяти увековечены имена астраханцев, внесших при жизни весомый вклад в социально-экономическое и культурное развитие г.Астрахани.

Лучшие студенты, обучающиеся в высших и средних специальных учебных заведениях города, получили городскую стипендию, а школьники, достигшие особых результатов в учебе - стипендию мэра города.

В городе насчитывается 5 вузов, 78 общеобразовательных школ, 2 лицея, 3 гимназии, 21 среднее специальное учебное заведение, 133 детских дошкольных учреждений, имеются 32 больницы, 69 поликлиник, 2 санатория, 7 профилакториев, дом-интернат для престарелых и инвалидов. Несмотря на все трудности и сложности в городе продолжала работу вся система здравоохранения, образования, социальной защиты населения, служба социальных педагогов.

 

Культурная сфера представлена пятью театрами, филармонией, картинной галереей им. Б.М.Кустодиева, музеями, выставочными залами, кинотеатрами. Достопримечательностями города являются Астраханский Кремль (1580 - 1620г.), картинная галерея им. Б.М.Кустодиева(осн. в 1918г.), дом-музей В.Хлебникова, дом-музей Н.Г.Чернышевского, кинотеатр “Октябрь” с уникальным зимним садом-дендрарием, историко-архитектурный музей-заповедник (коллекция памятников истории хазар, Золотой Орды и освоения низовий Волги русскими).

Город живет, развивается в надежде на лучшее будущее. 

Задачи, которые ставит жизнь - это перевести экономику на новые рельсы, заложить новый фундамент, добиться реального выхода из кризиса, навести закон и порядок, вполне выполнимы администрацией города, которая будет стремиться к тому, чтобы ее деятельность в этом направлении становилась все более интенсивной и плодотворной на благо процветания города и повышения благосостояния горожан.

 

     
 

Hosted by uCoz